Доступная среда

Основание создания данного подраздела: приказ №831 от 14.08.2020г. Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) «Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления информации».

«Доступность - это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб»
Владимир Путин

Федеральные документы

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) "Об образовании в Российской Федерации"

Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.12.2020)

"Конституция Российской Федерации" (ст.8)

"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)

Конвенция о правах инвалидов

Приказ "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") МОиН РФ по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования" 02.12.2015 №1399

Государственная программа «Доступная среда» была запущена в 2011 году.

Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда»

Официальный сайт государственной программы «Доступная среда» http://zhit-vmeste.ru/

Государственный заказчик-координатор и основные разработчики Программы «Доступная среда» Министерство здравоохранения и социального развития РФ.
Цели Государственной программы «Доступная среда»
Целью Государственной программы является формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими, к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.

Создание доступной среды для всех
В данный момент проектирование и создание доступной среды для инвалидов является одной из важнейших частей социальный политики каждого государства. Эта инициатива направлена на обеспечение людям, ограниченным физически, равные возможности в любой сфере повседневной жизни. Большинство современных международных договоренностей и законодательств диктуют странам необходимость создания достойных условий, при которых становится возможным максимальное развитие способностей инвалидов и их интеграция в общество. Одним из критериев данного политического направления является создание доступной среды для людей с физическими ограничениями и предоставление им возможности работать и получать образование наравне со здоровыми членами общества.

Задачи организации доступной среды в рамках школы
•развитие инклюзивного образования;
•создания безбарьерной школьной среды для детей-инвалидов;
•создание информационно-справочной поддержки по вопросам инвалидности;
•формирование доступной среды.

Проект доступная среда – общие понятия

Термин «безбарьерная» или «доступная» среда в данный момент упоминается в большом количестве законодательных актов Российской Федерации и имеет различное толкование в зависимости от источника.
Если обобщить все имеющиеся определения, то термин будет звучать следующим образом: Безбарьерной средой называют элементы, внедренные в окружающий мир, которые предоставляют возможность людям с сенсорными, физическими и интеллектуальными нарушениями могли свободно перемещаться и взаимодействовать с различными его элементами.

Если посмотреть на это понятие в более широком смысле то становится понятно, что организация доступной среды – это организация наиболее безопасных и легких условий для наибольшего количества людей.
Так, к примеру, плавный съезд, спуск или пандус, может быть использован не только инвалидами, он и обычными людьми, так как в большинстве случаев это более удобно и менее энергозатратно.

Организация доступной среды подразумевает оборудование поверхностей специальными поручными, пандусами и особой плиткой, которая поможет легче передвигаться не только инвалидам, но и детям, пожилым людям и беременным женщинам.
Инвалид — человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.
Маломобильные группы населения — это люди испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве:
•инвалиды,
•люди с временным нарушением здоровья,
•беременные женщины,
•люди старших возрастов,
•люди с детскими колясками и т.п

ИНФОРМАЦИЯ О СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ

о специально оборудованных учебных кабинетах: не имеется.
о приспособленных объектах для проведения практических занятий: не имеется.
о приспособленной(ых) библиотеке(ах): имеются частично.
о специальных объектах спорта: не имеются.
о приспособленных средствах обучения и воспитания: имеется частично.

об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации: вход в гимназию оборудован для маломобильных групп;

о специальных условиях питания: организовано бесплатное питание для учащихся с ОВЗ.

о специальных условиях охраны здоровья: в МБОУ Одинцовской гимназии №13 в соответствии со ст.41 Федерального закона РФ от 29.12.2012 г. № 273 ФЗ (ред. от 23.07.13) "Об образовании в Российской Федерации" осуществляется охрана здоровья обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, возложена непосредственно на эти организации.

Охрана здоровья обучающихся в соответствии с требованиями названного выше закона в гимназии включает в себя:
1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
2) определение оптимальной учебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
3) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
4) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся;
5) профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;
6) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
7) профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
8) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

Имеется медицинский кабинет.
В гимназии работают специалисты сопровождения: педагог-психолог, социальный педагог.

О доступе к приспособленным информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, а также информация об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
приспособленные электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ:
Официальный информационный портал ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ : http://gia.edu.ru/ru/
Федеральный институт педагогических измерений : http://www.fipi.ru/
Интерактивные курсы на Учи.ру : https://uchi.ru
Региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «Альтаир» : https://altairdonso.ru
Интерактивная цифровая платформа для профориентации школьников "Проектория" : https://proektoria.online

О наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования: имеются.
О наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитии, интернате: гимназия не располагает общежитием, интернатом.
О количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: гимназия не располагает общежитием, интернатом.

Документы